Утверждено
Постановлением VПленума
ЦК Российского профсоюза
от 28
ноября 2006 года
|
ПОЛОЖЕНИЕ
Об Объединенной профсоюзной инспекции
труда
(инструкция профсоюзным инспекторам охраны труда
и
профсоюзным экспертам по условиям труда)
г. Москва 2006 год
I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Объединенная профсоюзная инспекция труда (ОПИТ) Российского
профсоюза работников среднего и малого бизнеса (в дальнейшем по тексту -
Инспекция) создана Постановлением Центрального Комитета РПРСМБ в соответствии с
ТК РФ и Уставом РПРСМБ, ее деятельность распространяется на все организации,
расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их
подчиненности и форм собственности, на которых работают члены профсоюзов
РПРСМБ, а также на все организации, подпадающие под действие соглашений,
подписанных РПРСМБ с профсоюзами, государственными органами и любыми другими
структурами.
1.2. Инспекция является контролирующим органом РПРСМБ, действует без
приобретения прав юридического лица, что не исключает возможности регистрации в
качестве юридического лица, имеет круглую печать, квадратный штамп и бланки со
своим наименованием. Вышестоящими органами для Инспекции являются
Председатель и Центральный Комитет РПРСМБ (далее - ЦК РПРСМБ).
1.3. Инспекция в своей работе руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом и иными законами РФ, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, Руководством Минздрава России № Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и
трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», Уставом
РПРСМБ, настоящим Положением и иными нормативными актами и решает возложенные
на нее задачи во взаимодействии с правоохранительными органами и другими
специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в
области законодательства о труде и охраны труда.
1.4.
Основными задачами Инспекции являются:
·
координация деятельности Профсоюзных инспекций труда профсоюзов –
членских организаций РПРСМБ;
·
координация деятельности отделений Инспекции;
·
осуществление контроля за соблюдением
работодателями законодательства о труде и об охране труда;
·
проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения
безопасности работников организаций;
·
проведение независимой экспертизы результатов аттестации рабочих
мест в организациях по условиям труда;
·
осуществление контроля за правильностью исполнения обязательств по коллективным
договорам в организациях и по соглашениям на соответствующих территориях;
·
осуществление контроля за правильностью расходования денежных средств, выделенных на социальные программы в организациях по
коллективным договорам и на
соответствующих территориях по территориальным соглашениям, в том числе на
охрану труда;
·
оказание правовой помощи членским организациям РПРСМБ и их членам
в защите их трудовых и социальных интересов и прав.
1.5. Местонахождение Инспекции –
119119, г
.Москва, Ленинский проспект д.42.
II.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА
2.1. Деятельностью Инспекции руководит
Председатель ОПИТ, избираемый на должность и освобождаемый от нее
Председателем РПРСМБ. Председатель ОПИТ пользуется
правами выборного лица профсоюзного органа. В период отсутствия Председателя
ОПИТ его обязанности исполняет его заместитель – Генеральный инспектор труда,
специалист в области трудового права и охраны труда, избираемый на должность и
освобождаемый от нее Председателем ОПИТ.
2.2. В состав Инспекции входят Профсоюзные
инспекции труда профсоюзов - членских организаций РПРСМБ; осуществляющие свою
деятельность по собственным Положениям, утвержденным
Председателем ОПИТ РПРСМБ.
2.3. Структура и штатное расписание ОПИТ утверждаются Председателем ОПИТ по согласованию с
Председателем РПРСМБ.
2.4. На региональном уровне в состав Инспекции
входят ее территориальные отделения. Отделения действуют на основании
соответствующего раздела настоящего Положения или на основании собственных
положений, утверждаемых Председателем ОПИТ.
Территориальные отделения возглавляются руководителями отделений – Главными
профсоюзными инспекторами труда, назначаемыми на должность и освобождаемыми от
нее Приказом Председателя ОПИТ.
2.5. Структура и штатное расписание территориальных отделений утверждаются Председателем ОПИТ по представлению руководителей отделений.
2.6. В непосредственном подчинении руководителей территориальных отделений находятся (старшие) профсоюзные (правовые) инспекторы - руководители территориальных
отделов Инспекции, если такие отделы созданы и входят в структуру отделения,
профсоюзные эксперты по условиям труда.
2.7. По предложению органов исполнительной
власти соответствующего субъекта РФ отделение может принять на себя
дополнительные функции. В этом случае территориальное отделение в обязательном
порядке должно иметь собственное положение, утвержденное Председателем ОПИТ по согласованию с соответствующим органом
исполнительной власти субъекта РФ.
2.8. При необходимости в составе
территориальных отделений могут создаваться территориальные отделы Инспекции,
действующие на территории соответствующего
административно-территориального образования. Территориальные отделы
возглавляются руководителями - Главными .профсоюзными
инспекторами труда по
соответствующему административному образованию. Руководители территориальных
отделов назначаются на должность и освобождаются от нее Приказом Председателя ОПИТ по представлению руководителя территориального
отделения по согласованию с Генеральным инспектором труда.
III.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОПИТ
3.1. Должностными лицами Инспекции
являются:
·
Председатель ОПИТ;
·
Генеральный инспектор труда;
·
Заместитель Генерального инспектора труда;
·
Представители Генерального инспектора труда,
·
Должностные лица Профсоюзных инспекций труда профсоюзов-членов
РПРСМБ.
·
Должностные лица территориальных отделений Инспекции, в том числе
профсоюзные эксперты по условиям труда;
·
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.
3.2. Должностные лица Инспекции имеют
удостоверения установленного образца.
3.3. Заместители Генерального инспектора труда, представители - Генерального. инспектора труда и Главные
профсоюзные инспекторы труда, возглавляющие Профсоюзные инспекции труда
членских организаций РПРСМБ, входят в состав аппарата Генерального инспектора
труда. Остальные должностные лица входят в штат соответствующей Профсоюзной
инспекции труда или соответствующего территориального отделения Инспекции.
3.4. Должностные инструкции Генерального
инспектора труда, его заместителей и его представителей утверждаются
Председателем ОПИТ. Должностные инструкции остальных должностных лиц утверждаются Генеральным
инспектором труда.
3.5. Перечни должностных лиц подразделений Инспекции приведены в соответствующих
разделах настоящего Положения.
IV.
АППАРАТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОПИТ
4.1. Аппарат Председателя ОПИТ (Аппарат)
является структурным подразделением Инспекции.
4.2.Основной задачей Аппарата является
координация работ структурных подразделений Инспекции и контроль
за их деятельностью.
4.3. Помимо выполнения основной задачи Аппарат
выполняет также иные функции, важнейшими из которых являются:
·
экспертиза предложений в трех- и двухсторонние соглашения,
поступающие от подразделений Инспекции;
·
экспертиза предложений
департаменту по труду и социальной политике
Правительства РФ по совершенствованию
законодательства о труде и об охране труда;
·
экспертиза предложений Министерству здравоохранения и Федеральной
службе по труду и занятости по соответствующим нормативным актам о труде и об
охране труда, а также надзора и контроля в области трудового законодательства;
·
осуществление информационной и методической помощи членским
организациям РПРСМБ по вопросам трудового законодательства и трудовых
отношений;
4.4. Должностными лицами Аппарата являются:
·
Председатель ОПИТ;
·
Генеральный инспектор труда;
·
Представители Генерального инспектора труда.
4.6. Должностные лица аппарата осуществляют
свою деятельность на основании настоящего Положения и должностных инструкций в
тесном взаимодействии с государственными органами надзора и контроля
за соблюдением законодательства и иных нормативных актов о труде и об
охране труда, в первую очередь - с Федеральной службой по труду и занятости и
Министерством труда Правительства РФ.
4.7. Должностные лица аппарата имеют право:
·
представлять интересы членов профсоюзов РПРСМБ в процессе разрешения индивидуальных и коллективных трудовых
споров;
·
контролировать соблюдение представителями работодателей, иными
должностными лицами законодательства и иных правовых актов о труде и об охране
труда;
·
беспрепятственно посещать и осматривать производственные
помещения и рабочие места, на которых трудятся члены профсоюзов РПРСМБ;
·
требовать от представителей работодателя организации соответствующие документы, сведения и объяснения;
·
вносить в соответствующие органы и организации предложения по совершенствованию законодательства и
иных правовых актов о труде и об охране труда;
·
вносить в соответствующие организации и органы представления о
привлечении к ответственности (дисциплинарной, административной и уголовной)
должностных лиц, нарушающих законодательство и иные правовые акты о труде и об
охране труда;
·
направлять работодателю, в государственные органы и органы местного самоуправления требования в защиту
интересов и прав членов профсоюзов РПРСМБ, работающих в соответствующих
организациях;
·
давать разъяснения членским организациям РПРСМБ и их профсоюзным
организациям по вопросам трудового законодательства, прав и обязанностей членов
профсоюзов, действий должностных лиц и представителей работодателя;
·
проводить экспертизу действующих и проектов заключаемых коллективных договоров и соглашений;
·
участвовать в примирительных комиссиях, составах трудовых
арбитражей и иных примирительных процедурах в процессе урегулирования
коллективных трудовых споров;
·
участвовать в проведении независимой экспертизы условий груда на
рабочих местах в организациях;
·
принимать участие в разработке и согласовании положений
законодательных и иных нормативных актов о труде и об охране труда;
·
разрабатывать обязательные к применению в членских организациях
нормативы и нормы по охране труда.
4.7. Требования должностных лиц аппарата,
направленные работодателю (собственнику) любой организации имеют силу
требований, выдвигаемых работниками в соответствии с ТК РФ.
V.
НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА
УСЛОВИЙ ТРУДА
5.1. Независимая экспертиза условий труда (в
дальнейшем по тексту - экспертиза) проводится в организациях, в которых действуют профсоюзные организации
профсоюзов РПРСМБ, в соответствии со ст.370 Трудового кодекса РФ, ст.20
Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности» на основании распоряжения соответствующего должностного лица
Инспекции.
Распоряжение о проведении экспертизы может
выдать:
·
Председатель ОПИТ;
·
Генеральный инспектор труда;
·
заместитель Генерального инспектора труда;
·
представитель Генерального инспектора труда;
·
Главный профсоюзный инспектор охраны труда.
5.3. Экспертиза проводится ежегодно во всех
организациях, в которых в соответствии с коллективным договором реализуется
программа охраны труда РПРСМБ.
5.4. Экспертиза проводится по заявке
соответствующей профсоюзной организации на всех рабочих местах организации, на
рабочих местах структурного подразделения
организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке.
5.5. Внеочередная экспертиза проводится при
оборудовании в организации новых рабочих мест, а также внесении в штатное
расписание организации новых должностей
(профессий).
5.6. Экспертиза проводится экспертной комиссией, состоящей из (главных) профсоюзных
инспекторов охраны труда и профсоюзных экспертов по условиям труда
на основе:
·
Руководства Минздрава России № Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов
рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» ;
·
результатов аттестации по условиям труда рабочих мест в
организациях;
·
данных лабораторных измерений вредных факторов производственной
среды;
·
экспертных оценок состояния условий труда на рабочих местах.
5.7. Для проведения экспертизы работодатель
обязан предоставить в распоряжение экспертной комиссии всю необходимую
документацию на каждое рабочее место и на
организацию в целом.
5.8. При проведении экспертизы профсоюзный инспектор охраны труда (профсоюзный эксперт по условиям труда) обязан:
·
проверить соответствие локальных нормативных актов организации
требованиям по охране труда;
·
проверить полноту и качество проведенных измерений вредных факторов
производственной среды;
·
при необходимости провести личный визуальный осмотр рабочего
места;
·
выявить наличие и степень влияния на здоровье работников вредных
факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, в
том числе -
неустранимых при современном техническом состоянии производства и организации
труда;
·
проверить предоставление работникам, занятым на тяжелых работах,
работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат,
льгот и компенсаций;
·
проверить наличие и состояние средств индивидуальной и
коллективной защиты на рабочих местах;
·
оформить Акт о проведении экспертизы;
·
дать обоснованное представление работодателю по результатам проведенной экспертизы, в том числе - рекомендации по предоставлению
работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и
компенсаций.
5.9. При проведении экспертизы профсоюзный инспектор охраны труда (профсоюзный
эксперт по условиям труда) имеет право:
·
лично посещать любые рабочие места в любое время в период
проведения экспертизы;
·
требовать от работодателя предоставления необходимой
документации;
·
привлекать к работе по проведению экспертизы специалистов
специализированных учреждений по охране труда;
·
организовать измерение недостающих вредных факторов
производственной среды или повторное измерение вредных факторов, оценка которых
вызывает сомнение;
·
согласовывать планы мероприятий по охране труда в организациях по
результатам экспертизы;
·
давать заключение о целесообразности установления льгот и
компенсаций на рабочих местах;
·
передавать результаты экспертизы в органы государственной экспертизы
условий труда и в органы государственной инспекции труда.
5.10. Рекомендации профсоюзных инспекторов
охраны труда, проводивших экспертизу, обязательны к
исполнению работодателем, если это оговорено в коллективном договоре. В
противном случае результаты экспертизы передаются в органы государственной
экспертизы условий труда и в органы государственной инспекции труда.
VI.
УПОЛНОМОЧЕННЫЕ (ДОВЕРЕННЫЕ) ЛИЦА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
6.1. Уполномоченный профсоюзной организации по охране труда является представителем
профсоюза в организации и осуществляет постоянный контроль за соблюдением работодателем законодательных и иных нормативных актов по охране
труда, а также за состоянием охраны труда в организации.
6.2. Численность уполномоченных профсоюзной
организации по охране труда устанавливается соответствующим
профсоюзным органом в организации.
6.3. Уполномоченный профсоюзной организации по
охране труда избирается из числа членов первичной профсоюзной организации непосредственно на профсоюзном собрании (конференции) либо на
заседании соответствующего профсоюзного органа в организации и вносится, после
утверждения Генеральным инспектором труда, в реестр
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, ведущийся в Инспекции.
6.4. Уполномоченный профсоюзной организации по
охране труда имеет право:
·
контролировать в организации и в любом ее структурном подразделении соблюдение законодательства и
иных нормативных актов по охране труда;
·
проверять выполнение мероприятий по охране труда и экологической
безопасности, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране
труда, планом
мероприятий по охране труда, предписаниями контролирующих органов;
·
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в
эксплуатацию оборудования, технологических процессов, иных средств труда;
·
принимать участие в работе комиссий по расследованию несчастных
случаев на производстве;
·
требовать и получать достоверную информацию от руководителей и
иных должностных лиц организации и ее структурных подразделений
о состоянии условий и
охраны труда на производстве;
·
предъявлять требования к должностным лицам организации о
приостановке работ в случае серьезной угрозы жизни или здоровью работников;
·
выдавать руководителям организации и структурных подразделений
обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений
требований охраны труда, коллективных договоров и соглашений;
·
принимать участие в разрешении коллективных трудовых споров по
вопросам условий и охраны труда;
·
принимать участие в коллективных переговорах по заключению
коллективных договоров и соглашений по охране труда.
VII.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ
7.1. Территориальное
отделение Инспекции (в дальнейшем по тексту - Отделение) создается Приказом
Председателя ОПИТ по представлению Генерального инспектора труда в соответствии
с настоящим Положением, его деятельность распространяется на все организации
соответствующего субъекта РФ и административно-территориального образования
независимо от их подчиненности и форм собственности, где работают члены
профсоюзов – членов РПРСМБ, а также на все организации, подпадающие под
действие соглашений, подписанных РПРСМБ.
7.2. Отделение является структурным
подразделением Инспекции без юридического лица, имеет круглую печать,
квадратный штамп и бланки со своим наименованием.
7.3.Отделение в своей
работе руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом и иными законами РФ и
соответствующего субъекта РФ, Указами Президента РФ, Постановлениями
Правительства РФ, Уставом РПРСМБ, настоящим Положением и иными нормативными
актами и решает возложенные на него
задачи во взаимодействии с правоохранительными органами и другими специально
уполномоченными государственными органами надзора и контроля в области
законодательства о труде и об охране труда.
7.4. Основной задачей Отделения является
осуществление функций Инспекции на уровне субъекта РФ и
административно-территориального образования.
7.5. Деятельностью Отделения руководит Руководитель Отделения – Главный профсоюзный инспектор труда, назначаемый на должность и освобождаемый от
занимаемой должности Приказом Руководителя Исполнительного управления РПРСМБ, по
представлению Председателя ОПИТ. Руководитель Отделения пользуется правами
выборного лица профсоюзного органа.
7.6. Должностными лицами Отделения являются:
·
Руководитель Отделения – Главный профсоюзный инспектор труда;
·
Профсоюзный инспектор охраны труда;
·
Профсоюзный правовой инспектор труда по субъекту РФ;
7.7. Должностные лица Отделения имеют
удостоверения установленного образца.
7.8.Главные профсоюзные (правовые) инспекторы
(охраны) труда Отделения имеют право проверки организаций независимо от форм
собственности и ведомственной
принадлежности, действующих на соответствующей территории.
7.9. По результатам проверок составляются Акты
и Протоколы установленной формы и издаются Представления, обязательные к
рассмотрению работодателем, а также, в случае выявления грубых нарушений
законодательства, Постановления о наложении административных взысканий.
VIII.
АТТЕСТАЦИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ ОПИТ
8.1.Должностные лица Инспекции проходят
периодическую аттестацию.
·
Главные, профсоюзные (правовые) инспекторы (охраны) труда
проходят аттестацию один раз в пять лет.
·
Профсоюзные (правовые) инспекторы (охраны) труда и профсоюзные
эксперты по условиям труда проходят аттестацию один раз в три года.
8.2. Для проведения аттестации должностных лиц
Инспекции создается постоянно действующая Федеральная аттестационная инспекторская коллегия (ФАИК),
деятельность которой возглавляет Председатель ОПИТ.
8.3.В состав ФАИК входят по должности, помимо
Председателя ОПИТ, Генеральный инспектор труда, заместители Генерального
инспектора труда, а также Представители Генерального инспектора труда.
8.4. К работе ФАИК могут привлекаться по
согласованию должностные лица Федеральной инспекции труда, а также должностные
лица Государственной экспертизы
условий труда и специалисты в области трудового права.
IX.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКЦИИ
9.1 Финансирование деятельности Инспекции
осуществляется за счет средств бюджета РПРСМБ и доходов от деятельности ОПИТ.
9.3. Смета расходов Инспекции утверждается
Председателем РПРСМБ по представлению Председателя ОПИТ.
9.4. Уровень должностных окладов штатных
профсоюзных (правовых) инспекторов (охраны) труда в организации должен быть не
менее среднего должностного оклада
главных инженеров (главных специалистов) обслуживаемых организаций.
9.5. Расходы Инспекции, связанные с экспертизой
проектов коллективных договоров и соглашений, иных локальных нормативных актов о труде по инициативе администрации организации могут относится на счет работодателя.
9.6. Расходы Инспекции, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве и крупных аварий возлагаются на работодателя
соответствующей
организации.
9.7. Расходы Инспекции, связанные с участием в
приемочных испытаниях опытных образцов продукции производственного назначения,
возлагаются на работодателя
организации-разработчика.
9.8. На время работы в организации должностные
лица Инспекции вправе требовать и получать от работодателя необходимые для их
деятельности служебные помещения,
средства связи, спецодежду и иные защитные средства, транспорт для выезда на
место расследования и выполнения других должностных обязанностей.
X.
ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
10.1. При несогласии с
действиями (Главных) профсоюзных (правовых) инспекторов (охраны) труда работодатель (работник) обращается в соответствующее Отделение Инспекции, которое создает временную
конфликтную комиссию из числа Главных (правовых) инспекторов (охраны) труда. При необходимости территориальное Отделение обращается к
Генеральному инспектору труда с просьбой о командировании дополнительных
специалистов для участия в работе комиссии.
10.2. Выводы временной конфликтной комиссии
работодатель (работник) может обжаловать у Председателя ОПИТ.
В этом случае Председатель ОПИТ формирует временную
конфликтную комиссию Объединенной профсоюзной инспекции труда.
10.3. Выводы временной конфликтной комиссии,
Председателя ОПИТ или Генерального инспектора труда
могут быть отменены только Центральным Комитетом РПРСМБ, либо по решению суда.
10.4. Решения всех должностных лиц Объединенной
профсоюзной инспекции труда могут быть обжалованы в судебном порядке.
Настоящее Положение содержит десять глав.
|